Законодательство определяет, что охрана труда на предприятии — обязательный элемент его деятельности. ТК РФ накладывает на работодателя обязанность внедрить функционирующую систему управления охраной труда в организации.
Статья 209 ТК РФ дает определение системы управления охраной труда (СУОТ): комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику, цели в области ОТ у конкретного работодателя, процедуры для достижения этих целей. Охрана труда на предприятии должна отвечать ряду требований, установленных нормативными правовыми актами. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
Описание таких систем содержится в ряде национальных, межнациональных государственных актов (РФ ГОСТ Р 12.0.007−2009,
Модель системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
- Политика в области БТиОЗ
- Планирование
- Внедрение и функционирование
- Проверка и корректирующие действия
- Анализ высшим руководством
- Постоянное улучшение
С вступлением Российской Федерации во ВТО, при разработке данных документов, учитываются требования международной организации по стандартизации (ISO).
Как складывается современная СУОТ?
Согласно ГОСТ Р 54 934−2012 основными задачами работодателя являются:
- определение политики, целей в области безопасности на рабочем месте, охраны здоровья;
- планирование структуры, времени создания системы;
- внедрение, функционирование СУОТ;
- проверки состояния условий труда на рабочих местах, корректирующие действия по устранению нарушений, несоответствий;
- непрерывный анализ работы СУОТ.
При этом управление работами в данной области непрерывно совершенствуется в связи с развитием технологий и появлением новых профессий.
Целью СУОТ является снижение воздействия опасных, вредных факторов и рисков на предприятии
В задачи СУОТ входит обеспечить:
- Безопасную эксплуатацию производственного оборудования
- Безопасность технологических процессов
- Безопаснуюэксплуатацию зданий и сооружений
- Улучшение условий труда работников
- Выдачу работникам средства индивидуальной или коллективной защиты
- Оптимальные режимы труда
- Лечебно-профилактическое обслуживание
- Профессиональный отбор
- Обучение, проведение инструктажей для работников по ОТ
- Информационное оповещение по ОТ
Как действует система управления охраной труда на предприятии?
Согласно статье 217 Трудового Кодекса, при численности работников свыше 50 человек создается служба охраны труда в организации или вводится должность специалиста по ОТ у работодателя
В компетенцию этой структуры входит налаживание работ по ОТ. В том числе разработка и внедрение актуализированной системы управления охраной труда на предприятии: регулярная оценка условий труда, анализ причин производственного травматизма, планирование, проведение необходимых мероприятий по ОТ (информационное обеспечение, инструктажи, предварительные и периодические медосмотры, обеспечение сотрудников средствами индивидуальной или коллективной защиты
Когда общее число работников организации не превышает цифру 50, то работодатель имеет право самостоятельно осуществлять организацию работ по ОТ или возложить функции специалиста по ОТ на другое уполномоченное лицо. Но часто бывает, что в организациях малой формы многие работники уже занимаются несколькими направлениями или выполняют по два-три функционала (например, главный бухгалтер, может одновременно и менеджером по подбору персонала, и исполнять функции инспектора отдела кадров, то есть оформлять человека на работу). Учитывая эту особенность, ТК также оговаривает, что есть возможность нанимать по договору гражданско-правового характера профильные организации, оказывающие услуги по ОТ. Не стоит также забывать, что создание и внедрение современной СУОТ требует от специалиста соответствующей подготовки. Опыт показывает, что такой подход является оптимальным для субъектов малого бизнеса.
Внедрение системы управления охраной труда требует обязательного информирования сотрудников об изменениях в политике по ОТ, принятой в организации, и ведения необходимой документации. Эффективное управление охраной труда невозможно без нормативных документов, содержащих политику предприятия в сфере ОТ и методы обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников.
Помимо нормативных документов, нужна следующая документация:
- должностные инструкции, определяющие права и ответственность работников опасных профессий;
- инструкции, регламентирующие действия при внештатных ситуациях;
- журналы проведения инструктажей
- карточки выдачи СИЗ и смывающих-обезвреживающих средств
и т. д.
Сроки создания и внедрения эффективной СУОТ
Сроки внедрения СУОТ зависят от предприятия, его структуры и деятельности. Сегодня с развитием технологий любое предприятие может разместить у себя автоматизированное оборудование, создать свое производство. Но работа на оборудовании — это всегда повышенные риски и широкий спектр вредных и опасных факторов. СУОТ в организациях с более насыщенной производственной структурой складывается дольше, чем в организациях сферы услуг.
К кому обратиться для внедрения СУОТ?
При выборе организации обращают внимание на три вещи: аккредитация, как долго присутствует на рынке, отзывы. Если все три фактора удовлетворяют запросы и ожидания работодателя, то можно смело заключать договор.
Модель системы управления охраной труда
- Концепция
- Организация
- Планирование и применение
- Оценка
- Действия по совершенствованию
- Непрерывное совершенствование
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии