8 978 227 63 80 Севастополь
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Лабораторный анализ промышленных выбросов в рамках экомониторинга и контроля

Промышленные выбросы – это загрязняющие вещества (ЗВ), которые поступают в атмосферный воздух в результате производства, связанных с ним вспомогательных процессов или другой деятельности хозяйственных субъектов.

Промышленные выбросы бывают двух типов:

  • организованные – поступают в атмосферу через специально сооруженные газоходы, трубы, воздуховоды;
  • неорганизованные – поступают в виде ненаправленных потоков газа в том числе в результате нарушения герметичности оборудования.

Контроль промышленных выбросов – необходимая процедура, которая помогает современным предприятиям обеспечивать безопасность людей и близлежащих экосистем, попутно соблюдая экологические нормативы природоохранного законодательства. Это комплексный процесс, в рамках которого не просто проводят замеры, а устанавливают параметры оценки, методы измерений и учета загрязняющих веществ конкретной производственной компании.
Каждое предприятие обязано регулировать свои выбросы, следить за их составом и концентрациями загрязняющих веществ, чтобы сохранить экосистемы, защитить здоровье и высокое качество жизни людей, а заодно – сэкономить свои средства.

В чем разница между анализами атмосферного воздуха и выбросов?

Цель анализа атмосферного воздуха – определить концентрацию загрязняющего химического соединения в отобранной пробе и сравнить ее с гигиеническими нормативами: 

  • среднесуточной (сс) предельно допустимой концентрацией (ПДК);
  • максимальной разовой (мр) ПДК; 
  • ориентировочно безопасным уровнем воздействия (ОБУВ).

Это исследование дает общую картину состояния воздуха на предприятии или прилегающих территориях.

Анализ выбросов, в свою очередь, исследует выбросы непосредственно с каждого конкретного источника загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) и оценивает, насколько они соответствуют нормативам. Это позволяет выявить причину превышений ПДК (при их наличии), а значит – оценить состояние оборудования для очистки выбросов и заменить их, либо точечно скорректировать производственные процессы.

pollution
Что нужно, чтобы определить мощность выброса ИЗАВ
Подробнее

Устанавливаемые нормативы выбросов загрязняющих веществ зависят от мощности выброса (г/с) и их валового значения (т/год).

Чтобы определить мощность выброса ИЗАВ, помимо концентрации загрязняющего вещества необходимо оценить корректность организации пробоотборного отверстия и получить информацию по:

  • длительности выброса загрязняющих веществ;
  • площади сечения трубы;
  • скорости пылегазового потока;
  • объемному расходу газа;
  • температуре и влажности газа.

Для чего нужно проводить анализ
промышленных выбросов

Анализ промышленных выбросов проводится для нужд целого ряда процедур. Вот основные из них: 

  • производственный экологический контроль (ПЭК) – для соблюдения установленных нормативов выбросов;
  • инструментальный контроль при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • контроль в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
  • контроль эффективности работы газоочистных установок (ГОУ);
  • оснащение и дооснащение технологического оборудования газоочистными установками (ГОУ);
  • разработка паспорта ГОУ;
  • замена существующей технологии и оборудования;
  • подготовка справки 2-ТП воздух;
  • выявление несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов при проведении ПЭК или государственного экологического контроля (в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и выбрасываемых ЗВ);
  • плановые и внеплановые проверки надзорными органами.

Для кого актуален анализ промышленных выбросов

Анализ выбросов выполняется для предприятий I, II и III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (I, II и III категории НВОС).

Перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают совместно два вида ведомств:

  • территориальные управления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
  • территориальные управления федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.

Что входит в анализ промышленных выбросов

1
Подготовка
Определяем количество, места и порядок отбора проб, разрабатываем программу контроля в соответствии с нормативными требованиями.
2
Отбор проб
Выезжаем на объект, изучаем местность и проводим отбор проб с соблюдением нормативных правил.
3
Лабораторные исследования
Транспортируем пробы в наш испытательный центр; анализируем концентрации загрязняющих веществ и сравниваем их с предельно допустимыми концентрациями (ПДК).
4
Оформление и хранение результатов исследований
Оформляем официальные протоколы исследований. Выгружаем протоколы исследований во ФГИС. Храним архивы протоколов исследований не менее трех лет.

Наши специалисты с профильным образованием отбирают пробы согласно установленным правилам. Чтобы получить достоверные результаты исследований, следует проводить отбор по соответствующей методике:

  • соблюдать условия по времени отбора и скорости аспирации воздуха в соответствии с методикой [ПГ1];
  • придерживаться рекомендованных сроков доставки проб в лабораторию;
  • привлекать к работам только обученных специалистов с нужными компетенциями и допуском на отбор проб.

Нужен полный список наших областей аккредитации? Оставьте запрос, и мы отправим реестр вам на электронную почту.

Периодичность проведения
анализа промышленных выбросов

ПЭК Эффективность
ГОУ
НМУ Инструментальный контроль
при инвентаризации
I категория:
1 раз в квартал / 1 раз в месяц

II категория:
2 раза в год/ 1 раз в квартал

III категория:
1 раз в год/ 2 раза в год
Ежегодно,
2 раза в год.
Ежегодно, в соответствии с планом НМУ, при получении неблагоприятных прогнозов метеорологических условий от регионального Росгидромета.
Первичная – при вводе объекта в эксплуатацию.

Плановая – каждые 7 лет для предприятий I и II категорий.

Внеплановая – при изменении технологических процессов, реконструкции.

Стоимость проведения
анализа промышленных выбросов

Стоимость проведения анализа: от 10 000 рублей

Стоимость рассчитывается индивидуально. Размер суммы зависит от того, что заложено программой ПЭК, от количества ИЗАВ при инвентаризации, суммарного количества проб и мест их отбора, региона работ и сроков, в которые нужно провести отбор.

Сроки проведения анализа

Вы получите результаты в течение 10 рабочих дней со дня поступления пробы в лабораторный центр.
Точные сроки зависят от количества ИЗАВ и загрязняющих веществ, подлежащих инструментальному контролю.

Заказать услугу, задать любые вопросы, узнать цену и сроки конкретно для вашего заказа можно на консультации. Оформите онлайн-заявку на сайте – с вами свяжется персональный менеджер, который уточнит детали, сделает расчет полной стоимости и сроков работ, а также ответит на вопросы. 

Какие загрязняющие вещества подлежат контролю?

  • Маркерные вещества, которые присутствуют в выбросах ИЗАВ и в отношении которых установлены технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов.
  • Выбрасываемые вещества, у которых показатели приземной концентрации превышают 0,1 максимальной разовой (мр) ПДК на границе земельного участка объекта (например, санитарно-защитной зоны). Они включаются в план-график контроля вместе с источником.

Собственный аккредитованный
лабораторный центр

Испытательная лаборатория Ecostandard group осуществляет полный спектр физических и химических испытаний.

Высокоточные методы анализа
Масс-спектрометрия, фотометрия, газовая и жидкостная хроматография дают надежный и точный результат

3500+ единиц собственного лабораторного оборудования, своевременное обновление парка

100+ экспертов, химиков-аналитиков и специалистов по отбору проб с высшим профильным образованием и необходимыми допусками

16 лет опыта в экспертизе – работаем в сфере лабораторных исследований с 2009 года

Ответственность за нарушения

Нарушение Статья
КоАП
РФ
Санкции
Нарушение санитарных правил, повлекшее угрозу здоровью населения 6.3 ч. 2 Штраф от 200 000 до 500 000 ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Сокрытие или искажение экологической информации 8.5 Штраф от 20 000 до 80 000 ₽
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения 8.21
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 ₽;
  • для ИП – от 30 000 до 50 000 ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 180 000 до 250 000 ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов 8.1
  • для должностных лиц – от 2 000 до 5 000 ₽;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 100 000 ₽
Непредоставление первичных статистических данных 13.19
  • для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 ₽;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 70 000 ₽;

Повторное совершение:
  • для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 ₽;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 ₽
Непредставление или несвоевременное
представление сведений в уполномоченные органы
19.7 Штраф от 3 000 до 5 000 ₽

Услуги в рамках экологического
мониторинга и контроля

Лицензии и допуски

Аккредитация в национальной системе аккредитации и соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019

В 2020 году на основании внутреннего аудита и актуализации документов системы менеджмента качества лаборатория перешла на соответствие требованиям нового стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Подтверждающая декларация была подана в Росаккредитацию в установленный срок.

Лицензия Росгидромета

Лицензия Росгидромета нужна организациям для законного проведения метеорологических, гидрологических и климатических работ. Без неё нельзя предоставлять данные о погоде, проводить экологический мониторинг или выдавать прогнозы. Лицензия подтверждает компетентность компании и соблюдение ею нормативных требований, что важно для работы с госструктурами и бизнесом. 

Контроль за соблюдением условий лицензии осуществляют Росгидромет и Росприроднадзор. Они проводят проверки, аудиты, запрашивают отчёты и могут отозвать лицензию при нарушениях.

Квалификация персонала с соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельствами/сертификатами/удостоверениями

Перечень документации для допуска на объекты сотрудников EcoStandard group:

  • Программы обучений по охране труда (Общая программа А, Б, В, СИЗ, ПП).
  • Обучение по безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
  • Обучение по пожарной безопасности.
  • Обучение по электробезопасности.
  • Обучение по промышленной безопасности.
  • Обучение по отбору проб компонентов окружающей среды для испытаний в аккредитованных лабораториях.
  • Обучение по измерению физических факторов и измерение радиации.
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Лицензия ФСБ
Лицензия ФСБ
Лицензия Росгидрометра
Лицензия Росгидрометра
Лицензия ИГМИ
Лицензия ИГМИ

Не будьте частью статистики штрафов

По данным официального Доклада об осуществлении Федерального государственного экологичествого контроля (надзора), в 2024 году Росприроднадзор провел более 6 тысяч контрольно-надзорных мероприятий, выявив почти 39 тысяч фактов нарушений. Общая сумма административных штрафов по этим нарушениям составила 375,5 млн рублей – это на 16% больше, чем в 2023 году (314,9 млн).

Тренд на ужесточение контроля сохраняется: в 2025 году ожидается рост уровня внеплановых проверок, а значит – повышается и риск штрафов.

Штрафы за несоблюдение экологических требований при градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов регламентируются статьей 8.1. КоАП РФ и составляют:

  • от 1 000 ₽ до 2 000 ₽ для физлиц;
  • от 2 000 ₽ до 5 000 ₽ для должностных лиц;
  • от 20 000 ₽ до 100 000 ₽ для юрлиц.

За любое утаивание (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное информирование) сведений о состоянии или источниках загрязнения статья 8.5. КоАП РФ предусматривает штраф:

  • от 500 ₽ до 1 000 ₽ для физлиц;
  • от 3 000 ₽ до 6 000 ₽ для должностных лиц;
  • от 20 000 ₽ до 80 000 ₽ для юрлиц.

Об испытательной лаборатории Ecostandard group

EcoStandard group создала крупнейший в России физико-химический лабораторный центр. Первая лаборатория была аккредитована в 2009 году – с тех пор мы достигли всероссийского масштаба, высочайшей точности измерений и доверия крупнейших компаний-клиентов. 

6 подразделений

включая аккредитованные лаборатории

480+ кв. м. площадей

большая часть которых - специализированные лабораторные помещения

50,000+ ежегодно выпускаемых протоколов

содержат испытания более чем 100 000 разнообразных по составу и происхождению проб окружающей среды

Laboratory facilities

Проекты

Наш опыт экологического контроля и мониторинга на различных объектах – от строительных площадок до нефтяных месторождений в Арктике – позволяет нам реализовывать проекты любой сложности. Вот некоторые кейсы последних лет.

sochi.ru
лукойл
сбербанк
промсвязьбанк
роснефть
velux
альфабанк
Ваш город Севастополь
Да
Выбрать другой
Выберите ваш город:
  • Астрахань
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Иркутск
  • Казань
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Челябинск
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск