Изменения в экологическом законодательстве. Март 2022

В марте 2022 года произошёл ряд перемен в правовом регулировании природопользования и охраны окружающей среды. Изменения затронули область обращения с отходами, порядок лицензирования хозяйственной деятельности, уплаты экологических сборов. Ряд нормативных документов обновлен в связи с введением санкций со стороны иностранных государств как мера поддержки устойчивого развития российской экономики и промышленников. Ключевые нововведения в экологическом законодательстве собраны в нашем материале.

01.04.22
9K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Контрольно-надзорная деятельность

    Проверочные листы

    Приказом Ростехнадзора от 01.02.2022 № 23 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая с 1 марта 2022 года Ростехнадзором и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

    Также Приказом устанавливается, что плановые выездные проверки, проводимые Ростехнадзором при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, содержащихся в списке контрольных вопросов проверочного листа.

    Приказ действует до 1 января 2027 года.

    Приказом Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115 актуализирована форма проверочного листа, применяемого Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного экологического контроля.

    Приказом Росприроднадзора от 24.02.2022 № 116 утверждена форма проверочного листа, используемого при осуществлении федерального государственного геологического контроля.

    Проверочные листы содержат список контрольных вопросов, отражающих суть обязательных требований, а также ссылки на статьи нормативных правовых актов, которыми такие требования установлены. Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют о том, насколько полно контролируемое лицо соблюдает соблюдает экологическое законодательство. .

    Изменения плана контрольно-надзорных мероприятий

    В 2022 году согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 отменены плановые контрольные мероприятия и выездные проверки. Целью такого решения является поддержание устойчивости экономики в России и снижение нагрузки на предпринимателей. Ограничения на проведение проверок будут действовать до конца 2022 года.

    О продлении моратория на плановые проверки и особенностях организации контрольно-надзорных мероприятий до 2030 года — в нашем разборе изменений экологического законодательства за март 2023 года.

    Проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных мероприятий допускается в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности.

    Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия будут проводиться лишь в исключительных случаях, в частности:

    • при непосредственной угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
    • при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Внеплановые контрольные мероприятия должны быть согласованы с органами прокуратуры. Без согласования проверки могут проводиться по поручению Президента РФ, Правительства РФ, а также по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    Вместо отмененных проверок Росприроднадзор будет выборочно проводить профилактические визиты, чтобы информировать природопользователей об обязательных требованиях Службы к осуществлению их деятельности.

    Национальные стандарты

    С 1 марта 2022 года Распоряжением Правительства РФ от 26.02.2022 № 330-р устанавливается перечень национальных стандартов РФ на улучшенные сельскохозяйственную продукцию, продовольствие, промышленную и иную продукцию, определяющих их качественные и количественные показатели, методы их исследования, измерений и правила их сертификации.

    В перечень включены:

    • ГОСТ Р 58658-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Удобрения минеральные. Общие технические условия». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
    • ГОСТ Р 58659-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Общие требования». Разделы 1, 2, 3, 4;
    • ГОСТ Р 58660-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Производство, транспортирование и хранение». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6;
    • ГОСТ Р 58661-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Оценка соответствия». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6;
    • ГОСТ Р 58662-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Термины и определения». Разделы 1, 2;
    • ГОСТ Р 58663-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Удобрения минеральные. Методы определения свинца, кадмия, мышьяка, никеля, ртути, хрома (VI), меди, цинка и биурета». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, приложения А, Б, В, Г.

    Обращение с отходами

    Главные изменения, введённые с 1 марта 2022 года, в отношении деятельности по обращению с отходами собраны в Обзоре изменений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Однако ими обновление регулирования деятельности в указанной области не ограничилось.

    С 18 марта 2022 года Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 № 326 внесены поправки в Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

    Актуализация Правил потребовалась с целью их приведения в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 № 388 устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности. Также постановлением определены требования к содержанию инвестпрограммы.

    В инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности, предусмотренных федеральной схемой обращения с такими отходами. Инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Госкорпорацией «Росатом» по согласованию с Минприроды России и ФАС России.

    Срок действия инвестпрограммы не может быть менее срока действия предельных (максимальных) тарифов федерального оператора.

    Предельные (максимальные) тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I — II классов опасности установлены Приказом ФАС России от 18.03.2022 № 220/22, который вступит в силу 3 апреля 2022 года.

    Тарифы установлены на период до 31 декабря 2026 года и составляют для отходов производства и потребления:

    • I класса опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
    • II класса опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).

    Экологические платежи и сборы

    Платы за НВОС

    Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 на 2022 год установлены ставки платы за негативное воздействие (НВОС) на окружающую среду и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

    В 2022 году применяются:

    • ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год, с использованием дополнительного коэффициента 1,19;
    • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, — 67,12 рубля за тонну.
      • Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года.

        Утилизационные сборы

        Продлевается срок уплаты утилизационного сбора производителями автомобильной техники (Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287). Отсрочка введена для крупнейших производителей, средняя численность работников которых составляла за 2021 год не менее 5000 человек, а также их дочерних и зависимых обществ.

        Уплата утилизационного сбора осуществляется до 20 декабря 2022 года:

        • за I — III кварталы 2022 года;
        • за IV квартал 2021 года и за I — III кварталы 2022 года, если в отношении плательщиков введены иностранные санкции.

        Приказом ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1044@ обновлены форма и формат расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.

        Ранее действующий приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ утратил силу.

        Приказом ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1045@ утверждены новые форма и формат расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов.

        Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ признан утратившим силу.

        Санитарно-защитные зоны

        Уточнен порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 286).

        В соответствии с внесенными поправками, указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

        Также устанавливается, что Роспотребнадзор определяет виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимают территориальные органы.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7 срок действия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» продлен до 1 января 2025 года.

        Кроме того, указанный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 дополнен новой таблицей 7.1 «Санитарная классификация», которая включает разделы:

        • Химические объекты и производства,
        • Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства,
        • Добыча руд и нерудных ископаемых,
        • Строительная промышленность и прочее.

        Изменения будут действовать до 1 января 2025 года.

        Пользование водными объектами

        Постановлением Правительства РФ от 22.03.2022 № 438 расширен перечень оснований для предоставления в пользование водных объектов, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований.

        Теперь к такому основанию будет относиться удаление затонувшего имущества.

        Устойчивое развитие экономики и промышленности в условиях санкций

        Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 № 308 предусматриваются меры поддержки российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств.

        Организации и ИП, наиболее пострадавшие от санкций, имеют право продлить до 12 месяцев сроки исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий, заключенным в рамках ряда госпрограмм:

        • Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности,
        • Развитие авиационной промышленности,
        • Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности,
        • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений,
        • Развитие фармацевтической и медицинской промышленности,
        • Научно-технологическое развитие Российской Федерации.

        Возможность пролонгации относится к обязательствам, сроки исполнения по которым завершаются после 23 февраля 2022 года.

        Получатели субсидий вправе продлить сроки исполнения обязательств, если они не могут достичь в 2022 году установленных результатов по не зависящим от них обстоятельствам — в связи с введёнными санкциями.

        Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перенесены сроки введения ряда обязательных требований, наиболее обременительных для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такое решение было принято в качестве меры поддержки в условиях санкционного давления на российскую экономику.

        Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ
        Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ
        Закон Условия Что продлевается Было Стало
        Ст. 85 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Для юрлиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I категории и получивших КЭР до 1 сентября 2022 года Создание системы автоматического контроля 4 года + 2 года
        Ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об охране окружающей среды“...» Для объектов, включенных в перечень объектов НВОС I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60 % Срок подачи заявки на получение КЭР До 31 декабря 2022 года До 31 декабря 2024 года
        Ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ...» Городские округа Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита Проведение эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов До 31 декабря 2024 года До 31 декабря 2026 года
        Ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...» При отсутствии в ЛесЕГАИС документов, сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с лесным законодательством Запрет на внесение сведений в ЛесЕГАИС До 1 января 2023 года До 1 января 2025 года
        Абзац 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...» Если указываемые в документах объём / видовой и (или) сортиментный состав древесины превышает учтённый объём/ не соответствует учтённым данным в ЛесЕГАИС Запрет на оформление сопроводительных документов на древесину, совершение сделок с ней, транспортировка древесины и вывоз ее из России До 1 января 2023 года До 1 января 2025 года
        Абзац 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...» Ст. 50.1, 50.4-1 и 50.4-2 Лесного кодекса Российской Федерации Хранение, переработка древесины допускаются только в местах, учтенных в ЛесЕГАИС; формирование электронных документов и отчетов об использовании древесины с применением ГЛР не требуется До 1 января 2023 года До 1 января 2025 года
        П. 7 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...» Ч. 7 ст. 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации Допускается транспортировка древесины автомобильным транспортом, не оборудованным техническими средствами контроля До 1 января 2023 года До 1 января 2025 года
        Ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...» Представление исключительно в форме электронного документа с использованием Госуслуг Предоставление лесных деклараций, отчетов об использовании, охране, воспроизводстве лесов До 1 января 2023 года До 1 января 2025 года
        Ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...» Ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации Действие информации о ЛесЕГАИС и порядке работы с ней До 31 декабря 2022 года До 31 декабря 2024 года
        Ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об охране окружающей среды“...» Определить срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности до 1 марта 2025 года Дата ввода в эксплуатацию объектов для отходов I и II классов опасности, для которых нужно определить срок эксплуатации До 1 сентября 2022 года До 1 сентября 2023 года
        Ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об охране окружающей среды“...» Здания и сооружения являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, указанные в п. 1 ст. 56.1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Дата ввода в эксплуатацию зданий и сооружений/ срок предоставления сведений об отнесении к отдельным опасным производственным объектам До 1 сентября 2022 года/до 1 марта 2023 года До 1 сентября 2023 года/до 1 марта 2024 года
        Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об охране окружающей среды“...» Предоставление до 1 марта 2025 года сведений о сроке эксплуатации зданий и сооружений, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты Дата ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты До 1 сентября 2022 года До 1 сентября 2023 года
        Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об охране окружающей среды“...» Предоставление до 1 марта 2025 года сведений о сроке пользования участком недр Дата ввода в эксплуатацию шахт угольной промышленности До 1 сентября 2022 года до 1 сентября 2023 года

        Лицензирование

        Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 № 237 вносятся изменения в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов:

        • уточняется порядок подтверждения и проверки соответствия заявителя, лицензиата установленным требованиям;
        • регламентируется порядок проведения лицензионного контроля;
        • вводится риск-ориентированный подход к осуществлению госконтроля;
        • устанавливается право для лицензиата подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска (всего таких категорий три: высокий средний, низкий);
        • лицензионный контроль проводится в виде выездной проверки, инспекционного визита или документарной проверки.

        Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 № 237 с 1 сентября 2022 года утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 980, которым утверждаются:

        1. Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов;
        2. Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения.

        Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 269 обновлен порядок лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях:

        • уточняются требования к соискателям лицензии и лицензиатам;
        • регламентирован порядок оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, включая использование средств дистанционного взаимодействия;
        • предусматривается отнесение объектов лицензионного контроля к категориям риска — значительный, средний и низкий риски;
        • сведения о лицензиях, предоставленных до 1 января 2021 года и не переоформленных до 1 марта 2022 года, должны быть изменены в реестре лицензий до 1 января 2023 года в случае, если в таких лицензиях изменены наименования выполняемых работ и (или) оказываемых услуг;
        • действие указанных лицензий, по которым не внесены изменения в реестр лицензий, прекращается с 1 января 2023 года.

        В приложении приведены ключевые показатели результативности и эффективности деятельности Росгидромета и их целевые значения.

        Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 271 обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности:

        • установлен порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям;
        • определены сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
        • уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату;
        • предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

        Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 продлены сроки действия разрешительных документов на 12 месяцев.

        В перечень срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года, в частности включены:

        • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
        • лицензии на водопользование.

        В 2022 году предусмотрен упрощенный порядок получения или переоформления разрешительных документов.

    01.04.22
    9K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста